Современные морские суда представляют собой важную часть транспортной системы нашей страны. Они занимают третье место по величине грузооборота, при этом уступая первые два мета грузооборота железнодорожному и трубопроводному транспорту. Судоходству принадлежит одна из ведущих ролей транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Так же во внешней политике России, судоходный транспорт занимает важную роль. Поэтому весьма важна безопасность морских судов, их работоспособность и надежность.
Согласно технико-экономическим показателям, современные морские транспортные суда превосходит другие виды.
Достоинства морского транспорта:
— самая большая единичная грузоподъемность;
— практически неограниченная пропускная способность морских путей;
— сравнительно малые удельные капитальные вложения;
— небольшая затрата энергии на перевозку 1 т груза;
— низкая себестоимость.
Недостатки морского транспорта:
— зависимость от природных условий;
— необходимость создания сложного портового хозяйства;
— ограниченное использование в прямых морских сообщениях.
Влияние научно-технического прогресса на географию морского транспорта:
— меняет направления;
— меняет состав и величину грузопотоков;
— стимулирует сооружение новых морских портов и причалов;
— стимулирует освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.
Стоит отметить, что основные морские бассейны нашей страны отличаются друг от друга своей хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.
Азово-Черноморский бассейн
Обслуживает грузовые и пассажирские перевозки России, Украины, Грузии, обеспечивает торговые связи с зарубежными странами. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю, качественности и безопасность которой обеспечивают морские суда.
Основные продукты экспорта:
— нефть и нефтепродукты;
— руды;
— металл;
— цемент.
Основные продукты импорта:
— зерно;
— руды;
— цветные металлы;
— сахар;
— машины и оборудование;
— тропические фрукты и овощи;
— трубы для газопроводов.