Логистика – это целая наука со своими специалистами, исследователями, разработчиками, практическими исполнителями. То есть, с собственной теорией, живыми вопросами, наработками и методами нахождения и реализации наиболее рациональных схем доставки грузов.
Но ни одна наука не падает с небес, ни одна мудрость не берется из ничего, все знания в этом мире – результат наблюдения, накопления и анализа. Словом, все, хорошо работающее, сделано либо природой, либо получено нами в результате накопления опыта. Также обстоит дело и с транспортировками грузов.
Сначала человеку потребовалось что-то куда-то дотащить. Потом что-то на что-то обменять, потом продать… Объемы таких перемещений росли, расстояния увеличивались, и, с течением времени, сформировались принципы перевозки товаров и грузов, которые так или иначе приходится соблюдать всякому купцу и извозчику. Улыбаетесь? Названия меняются, а схема «продавец – склад – перевозчик – склад – покупатель» продолжает устойчиво функционировать в веках, неуклонно совершенствуясь.
Централизованные перевозки грузов возникли в Европе еще во времена Древнего Рима. Основными магистралями в силу удобства оказались реки, поэтому на них, вокруг мест пересечения товарных потоков, образовались города. Именно возле речных пристаней возникали склады, принадлежащие отдельным лицам или компаниям лиц с различной долей ответственности, которые брали на себя организацию хранения груза до перевалки его на другое судно или до отправки сушей.
Толчок сухопутным перевозкам дали активные государственные закупки зерна для обеспечения продовольственной безопасности Рима. Отдельный разговор – транспортировки строительных грузов для крупных общественных объектов в самом «вечном городе». Эти операции, как и нынешние перемещения негабаритных грузов, регламентировались государственными правилами, наблюдались чиновниками и осуществлялись достаточно регулярно. Например, доставка камня определенных размеров происходила по общественным дорогам, но при условии, что груз будет распределен равномерно по весу на заранее рассчитанное количество повозок, тянуть которые будут буйволы или быки.
Так обеспечивалась сохранность дороги, которой в Риме придавали огромное значение. Поставка быков и буйволов для перевозки была отдельным бизнесом, причем далеко не всегда их покупали, можно было арендовать тягу в одном «депо» и сдать в следующем… И получить замену для дальнейшего перемещения. А государственные склады Рима обеспечивали перевалку и хранение огромного количества зерна и продовольствия, которое перевозили на огромных повозках частные подрядчики. Государство обеспечивало такие перевозки вооруженной охраной…