Таможенная конвенция международных перевозок представляет собой международное соглашение, которое было принято в 1975 году под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Главная цель Конвенции – это создание системы транспортировки грузов, которая упростит процедуры оформления грузов при пересечении им границ. Проще говоря – порядок перевозок грузов и их оформления.
Работа над созданием транзитной системы началась вскоре после окончания Второй мировой войны. В 1949 году несколько европейских государств подписали первое Соглашение о международных дорожных перевозках. В результате это соглашения оказалось весьма результативным. Поэтому в 1959 году Комитетом по внутреннему транспорту была подготовлена первая редакция Конвенции международных дорожных перевозок. Эта редакция вступила в силу в 1960 году. В 1975 году первая Конвенция была доработана с учетом накопленного в процессе ее использования:
— опыта;
— технических достижений;
— изменений таможенных правил;
— изменений транспортных правил.
Все это было необходимо, чтобы сделать Конвенцию более эффективной, менее сложной и в то же время более безопасной с таможенной точки зрения. Была еще одна причина модификации Конвенции – это появление в начале 60-х годов новых видов транспортного оборудования:
— контейнеров для морских перевозок;
— контейнеров для комбинированных перевозок автомобильным и железнодорожным видами транспорта, предназначенных для повышения их эффективности.
Новые транспортные средства нуждались в усовершенствованных правилах порядка перевозки разных грузов.
На практике действие Конвенции может наблюдать любой путешествующий по дорогам Европы. Тысячи грузовиков и полуприцепов, использующих данную транзитную систему обозначены синей табличкой TIR, прикрепленной на кузове автомобиля. Эта аббревиатура возникла в соответствии с названием Конвенции на французском языке. Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей эта синяя табличка с белой надписью является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки.